Ты решаешь, что смотреть
Журнал / Интервью

Есть ли абьюз и сексизм в советских фильмах?

Разбираются эксперты-психологи

«Рудольф в “Москве слезам не верит” оказался просто трусом и маменькиным сынком, а вот Гоша в некоторых ситуациях ведёт себя как абьюзер», — так считают психологи, которых редакция телеканала «Мосфильм. Золотая коллекция» попросила прокомментировать несколько советских хитов: «Королева бензоколонки», «Москва слезам не верит», «Афоня», «Служебный роман», «Девчата», «Мой ласковый и нежный зверь». Специалисты телеканала «Доктор» рассказали, есть ли в этих картинах проявления абьюза, сексизма или лукизма.

Есть ли абьюз и сексизм в советских фильмах?

Есть ли абьюз и сексизм в советских фильмах?

«Мосфильм. Золотая коллекция»: психологи про абьюз в кино

«Королева бензоколонки»

Людмила устраивается на работу экскурсоводом. К несчастью, за пару часов до встречи с директором предприятия её покусали пчелы и потому на миловидную девушку-экскурсовода с плаката она совсем не походит. Вокруг Людмилы собирается толпа мужчин, они с сарказмом отзываются о её внешности, а некоторые даже открыто насмехаются. Можно ли характеризовать поведение молодых людей как лукизм? (лукизм — дискриминация по внешности).

Анна Морозова, семейный психолог, гештальт-терапевт:
«Это, конечно, очень жестоко, учитывая, что девушка одна и на неё с насмешками нападают сразу несколько мужчин. Люда совсем молода, она не всегда понимает иронию. Когда человек один, ему сложно сориентироваться что нормально, а что нет. В наше время ситуация меняется к лучшему, в обществе не принято открыто обсуждать какие-то внешние недостатки. Уже есть разные формы поддержки таких людей, в тех же соцсетях или даже в специальных группах, когда человек не один, когда есть единомышленники, у него появляется более целостная картина мира. К тому же сегодня мы можем обратиться за помощью в суд, подобные прецеденты в мировой практике есть».



«Москва слезам не верит»

Катерина выдаёт себя за профессорскую дочку, чем привлекает внимание Рудольфа. Обман раскрывается, но Катерина уже беременна. Рудольф только начинает карьеру оператора и не намерен связывать себя узами брака. Он отказывает девушке в помощи и оставляет её. Катерина вырастила дочь, стала успешным руководителем. В её жизни появляется Гоша, который не терпит директорского тона и настаивает на том, что в отношениях последнее слово должно оставаться за мужчиной. Можно ли расценивать поведение Рудольфа и Гоши как абьюзивное? (Абьюз — расчётливое использование другого в своих интересах, с применением уничижительных, унизительных и прочих насильственных действий).

Михаил Зотов, психолог:
«Рудольф выбрал то, что было приоритетнее для него, — карьеру, а по-настоящему просто струсил, не смог принять на себя ответственность. Кроме того, над ним ещё довлеет мама, которая, как мы видим по фильму, имеет решающее слово, и маму брак с Катериной явно не устроил бы. Рудольф — человек, который не в силах принимать решения. Он, как сейчас модно говорить, не сепарирован, не отделился от мамы. Он остался в системе, где всем управляет мама. Здесь не столько про абьюз, сколько про человеческую трусость и мужскую слабость, эмоциональную незрелость взрослого уже мужчины. Мы можем осуждать его за это, и конечно, его поведение — трагедия для Катерины. Но эта ситуация в результате помогла героине стать сильной».

Татьяна Соцкова, клинический психолог, врач-невролог:
«Рудольф — не абьюзер, а просто инфантильный человек. Я бы назвала абьюзером Гошу. С одной стороны, кажется, что он идеальный, он берёт на себя ответственность за её жизнь, становится сильным плечом, попутно указывая Катерине, что и как ей нужно делать. И как только она не соглашается с его позицией (после сцены, где он помог ухажёру Александры расправиться с обидчиками), он демонстративно уходит в запой, заставив провести её несколько дней в тревоге. Если предположить, как дальше будет складываться их жизнь, то у них были бы отношения, где Катерина проявляла бы всепоглощающую заботу о Гоше, а ему нужно было бы всё контролировать, чтобы все ему подчинялись и говорили, какой он молодец. Я думаю, что в момент, когда Катерина и её дочка стали бы сомневаться в том, что он молодец, он бы уходил в запой, чтобы они поняли, как им без него плохо. И этот сценарий мог бы длиться достаточно долго».

Трейлер фильма «Москва слезам не верит»


«Девчата»

Тося Кислицина на глазах у всех отказалась танцевать с Ильёй. «Ну, фигуры нет, зато характер налицо», — обсуждают после ребята. Илью задел отказ Тоси, и он спорит с приятелями, что за неделю сможет влюбить её в себя. Илья действует расчётливо: сначала публично обижает девушку (демонстративно воротит нос от ее еды), чтобы вызвать у неё чувство вины, не замечает её при встрече. Стратегия срабатывает, и Тося публично признаётся, что Илья выиграл спор. Можно ли считать поведение Ильи манипуляцией? Насколько это приемлемо для комсомольцев — участвовать в таком споре?

Татьяна Соцкова, клинический психолог, врач-невролог:
«Это часто можно увидеть у школьников, и это было во все времена. Мальчику очень сложно подойти к понравившейся девушке и сказать: "Ты мне нравишься". Ему проще обратить на себя внимание иным способом: дёрнуть за косичку, кинуть в неё пеналом, ударить по голове учебником. Это такая "брачная игра". Понятно, что там есть оценка её фигуры, её внешности, но я бы не стала расценивать это как какую-то жёсткую позицию, я не вижу здесь токсичности. Мальчики всегда обсуждают девочек в своих компаниях, так и девочки всегда обсуждают мальчиков в своих. На эту тему есть много мемов, стендапов и всего остального».

Трейлер фильма «Девчата»


«Мой ласковый и нежный зверь»

Главная героиня фильма Оленька Скворцова манипулирует тремя мужчинами: выходит замуж за одного, флиртует с другим, даёт пустые обещания третьему. Ей кажется, что её план идеален: положение в обществе можно получить от мужа, сердцем и телом принадлежать любовнику. Чем можно объяснить такую позицию?

Елена Королева, семейный психолог, магистр психологии:
«Мне кажется, что у Оленьки нет таких ярко-выраженных абьюзивных механизмов, я бы здесь всё-таки говорила не про её манипулятивность и то, что она якобы использует мужчин, а про её незрелую попытку как-то себя устроить в этой жизни. Для неё замужество — это единственный способ выживания, она же признается в финале, что не хочет быть нищей. Она не абьюзер в том виде, в котором это понимается, она пыталась выжить любыми способами, которые она на тот момент считала нужными и возможными».



«Служебный роман»

Подчинённые не сильно любят Людмилу Прокофьевну. Её считают карьеристкой, которая из-за работы не смогла создать семью, — поэтому она такая блеклая и «сухая». В финале Людмила Прокофьевна преображается: любовь смягчила её сердце, а вслед за этим последовали и внешние изменения. Теперь она носит красивые платья и делает причёски. В финале сотрудники восхищаются руководителем. Есть ли в позиции подчиненных сексизм? (Сексизм — предвзятое отношение к людям или дискриминация людей по гендеру). Может ли женщина найти счастье не в отношениях, а в карьере?

Елена Королева, семейный психолог, магистр психологии:
«В фильме отражены некоторые социальные убеждения о роли женщины, что если у неё нет мужа и детей, то что-то с ней не так. Тогда это была такая традиционная доминирующая модель. Сейчас, мне кажется, этого стало намного меньше. К женщинам, которые не замужем или у которых нет детей, более толерантно и спокойно относятся. По крайней мере, среди моих клиентов. Я не вижу, чтобы они очень сильно страдали. Да и окружающим по большей части все равно, как складывается у других личная жизнь. Никто сейчас на незамужних пальцем не показывает. А вот успешная карьера, наоборот, приветствуется».

Трейлер фильма «Служебный роман»

«Афоня»

Афоня — эталонный герой брежневского застоя. Он много пьёт, безответственен и инфантилен. В него влюбляется молодая медсестра Катя. На протяжении фильма он не обращает на неё внимания, обещает позвонить, но не звонит, флиртует с другими женщинами. Намекает на замужество и вступает с Катей в интимную связь, а потом исчезает. В финале после обострившегося кризиса он вспоминает про милую и покладистую девушку, и Катя мгновенно оказывается рядом.

Михаил Зотов, психолог:
«Их отношения развиваются согласно известному треугольнику Карпмана: жертва-спасатель-палач. Это очень токсичные отношения, где роли постоянно меняются: то Афоня — типичная жертва, несчастный алкоголик, а Катя пытается наставить его на путь истинный, то она — жертва обольщения, а он негодяй, воспользовался доверием девушки. Я всё-таки думаю, что если бы в Афоне проснулась человеческая составляющая, а не его индивидуалистическая, эгоистическая, а Катя перестала бы так активно проявлять свою заботу и усиленно "спасать" его, а думала бы больше о себе, они бы вышли из этого треугольника и стали строить нормальные, равноправные отношения».

Трейлер фильма «Афоня»
Девчата, Служебный роман, Москва слезам не верит, Афоня, Мой ласковый и нежный зверь

Новинка

Эмоции от статьи

Смотри также

Девчата

Комедия, Мелодрама

Михаил Пуговкин, Надежда Румянцева, Светлана Дружинина

Служебный роман

Комедия, Мелодрама

Лия Ахеджакова, Олег Басилашвили, Алиса Фрейндлих

Москва слезам не верит

Комедия, Драма, Мелодрама

Ирина Муравьёва, Юрий Васильев, Алексей Баталов

Афоня

Комедия, Драма, Мелодрама

Николай Граббе, Леонид Куравлёв, Нина Русланова

Назад
Вперед
Все фильмы>
Rambler's Top100